Вербные ветки на Вербное воскресенье: сколько должно быть и как их украсить. Вербное воскресенье: приметы и суеверия. Традиции и обычаи праздника Когда ломать вербу

Вербные ветки на Вербное воскресенье: сколько должно быть и как их украсить. Вербное воскресенье: приметы и суеверия. Традиции и обычаи праздника Когда ломать вербу

Вербное воскресенье отмечается ровно за неделю до праздника Светлой Пасхи. В 2018 году оно выпадает на 1 апреля. В этот день практически в каждом доме появятся освященные веточки вербы - символ принятия Христа и его великой жертвы. Зачастую, в России вместо вербы верующие приносят в храм прутики ивы или ветлы, небольшие букетики цветов.

Когда срывать вербу?

Веточки срывают накануне праздника или за несколько дней до него. Частенько возле храмов и на центральных улицах городов разворачивается массовая торговля вербой.

Но, как говорят в храмах, выламывать молодые ветки и везти их в город мешками - дело не богоугодное. Смысл праздника - освятить всего одну веточку, но быть при этом в любви и смирении. Приходить в храм с охапкой вербы - не выход.

Когда освящать?

Освящение происходит вечером в субботу, во время праздничного богослужения - Всенощного бдения. После прочтения молитвы священник окропит веточки и букеты святой водой. Тем, кто не успел придти на службу вечером, можно зайти в храм в воскресное утро.

Что делать с веточками после праздника?

Освященные букетики вербы прихожане несут домой. Хранить их они будут весь год - в вазе, возле икон. Владельцы частных домов закладывают их под навес крыши, считая, что так жилище и его обитатели будут ограждены от любых невзгод.

А вот выбрасывать веточки вместе с бытовым мусором не стоит. Засохшие, испортившиеся букеты принято сжигать. Можно отдать их в церковь. Не возбраняется отнести веточки на кладбище, оставляя на могилах усопших.

Если веточка, простояв в вазе, дала корешки, ее можно высадить в землю. Кстати, на Руси считали, что ветки вербы, если воткнуть их на поле, обеспечат богатый урожай.

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви.

По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

Приметы на Вербное воскресение

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке , он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают - ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

Поверья на Вербное воскресение

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону.
Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой
помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
и дать больным домашним животным — исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками
или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

Обряды. Верба и её сила

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

В Вербное воскресенье верующие идут в церковь с веточками вербы. Именно в этот день освещение в церкви дает веточкам вербы особую силу. В это издавна верили люди, несли в свои дома и относились, как к сильнейшему оберегу. Что делать после праздника с веточками вербы рассказывают традиции нашего народа.

Ровно за неделю до Пасхи православные христиане отмечают по другому этот праздник называется Пальмовое воскресенье или Вхождения Господа в Иерусалим. Согласно священному писанию, когда Иисус входил в Иерусалим, люди встречали его, приветствуя веточками пальмы - как своего царя. В наших краях веточки пальмы заменили на веточки вербы или ивы, накануне Пасхи они символизируют грядущее воскресение Иисуса Христа. Освященные в Вербное воскресенье веточки наделяют особой силой и придают особое значение - семейного оберега и талисмана.

Традиции народа тесно переплетают христианство и язычество. Издавна именно им, веточкам ивы и вербы, придавали особое значение - это одни из первых деревьев, которые оживают весной и выпускают почки - символ возрождения, новой жизни, окончания зимы и прихода весны, символ победы жизни над смертью. Во все времена веточки вербы считались особенными.

Узнайте, какие приметы и суеверия издавна связаны с освященными веточками вербы и во что верили наши предки

Веточки вербы для праздника лучше срезать возле водоемов, нельзя обрезать ветки тех деревьев, которые растут у кладбищ, на которых есть дупла или птичьи гнезда.

Собирая веточки для Вербного воскресенья, не обламывайте их, аккуратно срезайте, при этом мысленно или вслух благодарите дерево, попросите прощение за то, что забираете.

Вернувшись из церкви, всех домочадцев постукивают веточками на здоровье и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля».

Освященные веточки вербы размещают возле икон - освященные в Вербное воскресенье, они считаются от всякого зла, несчастий, стихийных бедствий, нищеты и болезней.

Выбрасывать веточки нельзя, считается, что это может привести к большой беде и болезни. Веточки нужно хранить до следующего Вербного воскресенья, а прошлогодние кинуть в речную воду или сжечь на огне.

Веруя в целебные силы веточек вербы, их размещают у кровати больного.

Истолченные почки вербы добавляют в выпечку.

Амулеты с почками вербы носят при себе для удачи и здоровья, особенно те, кто отправляется в дальний путь из дома.

Издавна молодоженов на свадьбе осыпали веточками вербы, а чтобы будущие детки рождались здоровыми, веточки вербы клали под перину семейного ложа.

Также обязательно узнайте,

У древних славян существовало поверье, что верба обладает магическими свойствами. Называли вербу «перуновой лозой», в честь бога Перуна, своего главного божества. Так как именно верба оживает первой, после зимы и ее ветки покрываются мягкими и пушистыми сережками, она являлась обязательной участницей всех весенних обрядов. В отваре из веточек вербы купали детей, чтоб они были здоровы. Считалось, что верба способна сохранить домашний скот, защитить от молнии, уберечь урожай от грызунов и непогоды.

Впоследствии языческое почитание вербы переросло в весенний христианский праздник - Вербное воскресенье. По библейской легенде, иудейский народ встречал Христа, въезжающего в Иерусалим ваями, то есть ветками иерусалимской ивы или финиковой пальмы. В честь этого верба стало обрядовым деревом воскресенья шестой недели Великого Поста, названного Вербным воскресеньем.

  • В старину верили в волшебную силу вербы. Чтобы сохранить посевы, ее сажали в поле. Считалось, что если бросить ветку вербы против ветра, то можно усмирить бурю. Чтобы остановить град, надо было выбросить ветку вербы во двор. Чтобы остановить пожар, надо кинуть ветку вербы в огонь. Чтобы усмирить грозу, ветки вербы жгли в печи «что­бы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе».
  • Пучок весенней вербы в доме – это очень древний оберег. Он способен продлить жизнь всему живому в доме.
  • Наши предки верили, что верба может указать на ведьм и колдунов. Так, если в Великую субботу, бросить веточку вербы в печку и после этого к вам постучится женщина, с просьбой дать огонька взаймы, то она и есть ведьма.
  • Бесплодным женщинам советовали есть почки вербы, предварительно осветив ее в церкви. А чтобы предохраниться от лихорадки, надо было съесть девять вербных сережек.
  • В то же время, старая и дуплистая верба считалась проклятым деревом. Старая верба, в отличии от молодой, как насос выкачивает силы из всего живого, что находится рядом. Поэтому нельзя сажать ее рядом с домом. По белорусским преданиям, нельзя было пить воду, набранную под вербой, в период от Вербного воскресенья до Пасхи. Считалось, что после освящения вербы в церкви, черти, которые отогревались на ней весной, падали в воду под вербу.
  • В народе существует и такая примета: кто посадит вербу у дома своими руками, тот себе заступ готовит. Подразумевается, что когда из посаженной вербы можно будет сделать лопату, то человек, посадивший ее, умрет. Правда, данная примета довольно щадящая, так как верба растет довольно долго и человек, посадивший ее, скорее всего умрет от старости.
  • Молодая верба – дерево донор. Она способна поглощать отрицательную энергию, снимает боль. При психической неуравновешенности, истерии, неврозах, депрессии необходимо прижаться к дереву позвоночником, либо обхватить его руками на 10-15 минут, не более. Снять боль можно и небольшими кусочками ствола вербы. В старину так лечили ревматизм, зубную и головные боли.

С давних времен и до наших дней существует традиция: придя домой из церкви, где были освящены ветви вербы, отхлестать ими домашнюю скотину и малых детей, говоря при этом: «Верба, хлест, бей до слез!». Считалось, что это охранит от болезней и добавит здоровье.

Можно ли сажать вербу на участке

Сажать вербы нельзя — плохая примета: «Кто вербу сажает — на себя заступ готовит» . То есть умрёт, когда из вербы можно будет черенок для лопаты сделать.

Вербное воскресенье отмечают за неделю до Пасхи. В этом году оно выпадает на 1 апреля, а на следующий год — 21 апреля. Сам праздник символизирует Вход Господа в Иерусалим. Вся разница в том, что в нашей местности нет пальм. Поэтому освящают веточки вербы. Из-за этого такое название. Свечи и верба в руках прихожан церкви в этот день являются символом победы жизни над смертью. Считается, что освященная верба охраняет жилище.

После Вербного воскресения нужно похлестать детей вербой, чтобы были умными: история и приметы праздника

Название праздник получил на Руси в 10 веке, когда люди ввели обряд ломать веточки вербы на берегах рек. Потом освещали ее святой водой и уносили к себе домой. Поверья гласят о целебных свойствах вербных веточек. Их прикладывали к больным местам, касались ими других людей, желая им тем самым здоровья. Когда детей стегали вербой, это значило, что они весь год не должны болеть, расти здоровыми и умными.

С целью исцелиться и поздоровиться, почки вербы добавляли в тесто на хлеб. Обереги из вербы должны были наделять мужеством и физической силой. Поэтому парни носили их с удовольствием. Кроме того почки растертые в кашицу добавляли в состав мазей от ожогов и ран. Ими лечили болезни кожи.

После Вербного воскресения нужно похлестать детей вербой, чтобы были умными: разнообразные способы применения вербы

Успех в работе и в дороге гарантирован, если съесть пару почек вербы. До наших дней сохранилась традиция ставить ветки вербы по углам комнат и украшать ими иконы. Не сохранилась другая традиция — осыпать почками вербы молодоженов.

Те женщины, которые мечтали о детях, но не могли забеременеть, ели по 10 почек на пятый день после окончания месячных. Считалось, что это поможет решить проблему. Наделять половой силой и людей, и животных — такие качества приписывали вербе наши предки. С этой целью домашний скот стегали вербовыми ветками и развешивали их в хлеве.

Неиспользованные освященные веточки нельзя выбрасывать до следующего праздника. Их сжигали, а пепел бросали в реку. Ветки нужно было знать где брать. Выбирали самые молодые и лучше всего растущие у водоемов. Запрещено было брать те, что росли возле кладбища.

После Вербного воскресения нужно похлестать детей вербой, чтобы были умными: традиции и обряды

Приметы на Вербное воскресенье помогали спрогнозировать урожай:

  • те, у кого дома есть освященная верба, защищены от попадания в него молнии;
  • брошенная в пожар верба, поможет быстрее погасить огонь;
  • брошенная в ледоход — убережет от паводка;
  • на Вербное воскресенье дождь к щедрому урожаю;
  • сухая погода — неурожайный год;
  • тучи без дождя к нормальному урожаю.

Просто украшали в эти дни свой дом веточками вербы для хорошего настроения. Она символизировала весну и пробуждение природы.

Сложно перечислить все обряды связанные с этим праздником. Есть несколько самых популярных из них:

  • защитить жилище от риска пожара поможет сжигание вербовой веточки;
  • призвать в дом достаток и добро поможет обряд поводить веточкой вербы по воде;
  • здоровье на весь год подарит съеденная почка вербы;
  • если в преддверии Вербного воскресенья почки вербы распустятся, то год будет хорошим и урожайным.