Перспективные планы в средней группе лепка. Конспект НОД по лепке в средней группе на тему: Осень Видео: занятие по лепке в средней группе «Ёжик»

Перспективные планы в средней группе лепка. Конспект НОД по лепке в средней группе на тему: Осень Видео: занятие по лепке в средней группе «Ёжик»

Воронина Татьяна
Перспективное планирование в образовательной области «Художественное творчество: лепка, аппликация», средняя группа.

Художественное творчество : лепка/ аппликация .

Сентябрь.

2.09-9.09 Л. «Лепка по замыслу » Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы . Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы (по теме, по выполнению) . Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение , творческие способности детей . Т. С. Комарова «Занятия по » стр. 32.

10.09-16.09 А. «Заюшкин огород (капуста и морковка) » Учить детей создавать аппликативные изображения овощей : морковку- способом разрезания прямоугольника по диагонали и закругления уголков, капусту – способом обрывной и накладной аппликации . Вызвать интерес к составлению коллективной композиции «Заюшкин огород» . Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к сотворчеству . И. А. Лыкова «Изобразительная Средняя группа » стр. 56.

17.09-23.09 Л. «Яблоки и ягоды» Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным работам. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада » стр. 27.

24.09-30.09 А. «Тучи по небу бежали» Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики : разрезать узкие полоски бумаги синего, серого, голубого и белого цвета на кусочки и наклеивать в пределах нарисованного контура – дождевой тучи. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа . Развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук. Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию . И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 50.

Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература

1.10-7.10 Мониторинг А. «Нарежь полосочки и наклей из них какие хочешь предметы» Учить детей резать широкую полоску бумаги (примерно 5см., правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться. Развивать творчество , воображение . Воспитывать самостоятельность и активность. Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада » стр. 31.

8.10-10.10 А. «Цветной домик» Продолжать учить детей пользоваться ножницами – «на глаз» разрезать широкие полоски бумаги на кубики («квадраты» ) или кирпичики («прямоугольники» ). Показать прием деления квадрата по диагонали на два треугольника для получения крыши дома. Вызвать интерес к составлению композиции из самостоятельно вырезанных элементов. Развивать глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 30.

15.10-21.10 Л. «Вот какой у нас арбуз» Учить детей лепить ломти арбуза, моделируя части (корка, мякоть) по размеру и форме. Вносить оригинальные элементы оформления –и вкраплять настоящие арбузные семечки или лепить из пластилина. Формировать понятие о целом и его частях как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта. Развивать мышление и творческое воображение . И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 40.

22.10-28.10 А. «Полосатый коврик для кота» Учить детей составлять гармоничную композицию «Полосатый коврик» из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Продолжать освоение техники резания ножницами по прямой. Познакомить с новым способом – резание бумаги по линиям сгиба. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к народному декоративно- прикладному искусству. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 62.

29.10-2.11 Л. «Чайный сервиз для игрушек» Учить детей лепить посуду конструктивным способом (каждый ребенок лепит чайную пару) . Вызвать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза для игрушек. Учить договариваться о размерах поделок и характере оформления (например, налепы, процарапывание, отпечатки) . Развивать мелкую моторику, глазомер. Синхронизировать движения обеих рук. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества . И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 108.

Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература

5.11-11.11 А. «Золотой подсолнух» Учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче . Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус . И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 38.

12.11-18.11 Л. «Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке) Учить детей лепить птиц конструктивным способом из 4-5 частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (спичек для ножек, бисер для глазок, семечки для клюва) . Показать возможность получения наиболее выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов. Направить на самостоятельный поиск способов передачи движения лепной фигурки (голова опущена вниз, крылья подняты) . Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 88.

19.11-25.11 А. «Дерево осенью» Воспитывать интерес к природе. Развивать наблюдательность. Учить использовать прием обрывания полосок. Закрепить умение работать аккуратно, убирать свое рабочее место. Н. С. Астафьева, С. Н. Петрова «Тематическое и перспективное планирование по образовательной области «художественное творчество » » стр. 36.

26.11-2.12 А. «Листопад и звездопад» Учить детей создавать на бумаге сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян. Познакомить с явлением контраста в изобразительном искусстве . Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Вызвать желание сохранять ее красоту в картинах и композициях из природного материала. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 36.

Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература

3.12-9.12 Л. «Бублики, баранки, сушки»

Вызвать интерес к лепке баранок и бубликов . Формировать умение раскатывать столбики (цилиндры) разной длины и толщины (для баранок – длинные и широкие, для бубликов – короткие и узкие) и замыкать кольцо. Показать варианты оформления лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек карандашом, пластиковой вилкой или зубочисткой). Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду . Средняя группа » стр. 56.

10.12-16.12 А. «Мышонок-моряк» Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приемы аппликации : срезание уголков для получения корпуса корабля, разрезание прямоугольника или квадрата по диагонали для получения паруса, разрывание бумаги на полоски для получения струй воды и морской пены. Показать разные варианты интеграции рисования и аппликации : 1)построение аппликативной композиции на протонированном фоне; 2) оформление аппликации графическими средствами . Развивать композиционные умения И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 130.

17.12-23.12 Л. «Снежная баба-франтиха» Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки . Учить планировать свою работу : задумывать образ , делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показывать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 76.

24.12-30.12 Каникулярный период.

Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература

8.01-13.01 Каникулярный период.

14.01-20.01 А. «У солнышка в гостях» Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных животных (цыпленок и утенок) а аппликации и рисовании – на основе двух кругов или овалов разной величины (туловище и голова) . Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 138.

21.01-27.01 Л. «Козлик по мотивам дымковской игрушки» Учить детей лепить козлика, составлять его из частей. Путем налепа делать рога. Стекой наносить детали. Н. Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду » стр. 48.

24.01-3.02 А. «Бусы на елку» Закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок круглой и овальной формы; чередовать бусинки разной формы; наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада » стр. 53.

Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература

4.02-10.02 Л. «Укрась цветочный горшочек» Учить детей составлять простые узоры, используя технику налепа. Закрепить приемы лепки освоенные ранее . Развивать чувство композиции. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста.» стр. 53.*

11.02-17.02 А. «Перчатки и котятки» Вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» (или «рукавичек» ) по своим ладошкам – правой и левой. Формировать точные графические умения – аккуратно и уверено обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу. Развивать воображение . Координировать движения руки и глаз. Дать наглядное представление о симметрии парных предметов (одинаковый узор на обеих перчатках в каждой паре) . И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 64.

18.02-24.02 Л. «Веселый вертолет (Папин день) » Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнить представление о строении и способе передвижения вертолета. Обратить внимание на способы крепления деталей (примазывание, использование зубочисток и трубочек) . Развивать глазомер, мелкую моторику, согласовывать в движениях руки и глаза. Вызвать желание порадовать пап (дедушек, братьев) своими поделками. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 96.

25.02-3.03 А. «Избушка ледяная и лубяная» Учить детей создавать на одной аппликативной основе (стена – большой квадрат, крыша – треугольник, окно – маленький квадрат) разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы. Закрепить способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников. Направить на самостоятельный выбор исходных материалов и . Развивать творческое мышление и воображение . Воспитывать интерес к народной культуре. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 92.

Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература

4.03-10.03 Л. «Цветы-сердечки» Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям – мамам и бабушкам. Показать варианты изображения цветов с элементами- сердечками. Учить лепить сердечки разными способами : 1) моделировать пальцами рук : раскатать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать и заострять, с другой вдавливать и сглаживать; 2) вырезать формочкой или стекой. Вызвать интерес к обрамлению лепных картин . Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 104.

11.03-17.03 А. «Воробьи в лужах» Учить детей вырезать круги (лужу, туловище воробья) способом закругления четырех углов квадрата. Разнообразить обогащать аппликативную технику , дополнять ее графическими элементами для передачи мелких деталей и динамики. Развивать творческое воображение . воспитывать интерес к познанию окружающего мира. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 118.

18.03-24.03 Л. «Ушастые пирамидки» Учить детей лепить пирамидку из дисков разной величины с верхушками в виде головы медвежонка, зайчонка, котенка (по выбору) . Показать приемы планирования работы (выкладывание комочков пластилина в ряд от самого большого к самому маленькому). Развивать чувство цвета, формы и величины. Воспитывать уверенность. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 28.

25.03-31.03 А. «В магазин привезли красивые пирамидки» Упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путем плавного закругления углов закреплять приемы владения ножницами. Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие. Учить располагать круги от самого большого к самому маленькому. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада » стр. 56.

Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература

1.04-7.04 Л. «Сова и синица» Учить детей лепить пары выразительных образов , контрастных по величине тела и глаз. Уточнить представление о внешнем виде и образе жизни совы и синицы . Продолжать освоение рельефной лепки . Создавать условия для самостоятельного выбора материалов, приемов работы и средств художественной выразительности . Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изо деятельности. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 100.

8.04-14.04 А. «Ракеты и кометы» Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом : делить квадрат на три треугольника (большой треугольник –нос ракеты, два маленьких – крылья) . Развивать комбинаторные способности. Совершенствовать обрывную технику : изображать «хвосты» кометы и огонь из сопла ракеты. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в изодеятельности. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 126.

15.04-21.04 А. «Автобус» Закреплять умение детей вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта) . Закреплять умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса, разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса) . Развивать умение композиционно оформлять свой замысел. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада » стр. 58.

22.04-28.04 Л. «Лепка по замыслу » Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения , доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество . Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада » стр. 62.

Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература

30.05-5.05 А. «День Победы. Поздравительная открытка» Учить детей вырезать круглые формы обрезая углы у квадрата, аккуратно работать с клеем; доводить задуманное до конца. Вызвать желание самостоятельно изготовить поздравительные открытки и подарить их. Развивать творческое воображение . А. А. Анистратова «Поделки к праздникам» стр. 27.

6.05-12.05 Мониторинг. Л. «Слепи то, что тебе хочется» Продолжать развивать самостоятельность и творчество , умение создавать изображение по собственному замыслу. Выявить уровень владения разнообразными приемами лепки . Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада » стр. 54.

13.05-19.05 А. «Цветочная клумба» Учить детей составлять цветок из 2-3 бумажных форм, красиво сочетая их по цвету и величине. Показать приемы оформления цветка : «берег» (край) надрезать бахромой, поворачивая бумажный круг в руке; наклеивать меньшую форму на большую, нанося клей на середину цветка-основы. Вызвать интерес к оформлению цветами коллективной клумбы или поляны. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 24.

20.05-26.05 Л. «Жуки на цветочной клумбе» Учить детей лепить жуков, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек) . Закрепить способ лепки полусферы (частично сплющивание шара) . Развивать координацию в системе «глаз-рука» , синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать самостоятельность. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 26.

27.05-31.05 А. «Как мы все вместе собрали корзину грибов » Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение правильно держать ножницы, резать ими. Аккуратно наклеивать части изображения в аппликации . Подводить к образному решению , образному видению результатов работы, к их оценке. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада » стр. 45.

Чернявская Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №5"
Населённый пункт: г. Дальнереченск, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перспективное планирование в средней группе по лепке и аппликации"
Дата публикации: 14.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Перспективное планировании по лепке и аппликации средняя группа

количество

сентябрь

Лепка. Тема: «Яблоки и ягоды»

Программное содержание: учить передавать в лепке впечатления от окружающего;

закрепить

предметы

величины.

Воспитывать

положительное

отношение

результатам

деятельности,

доброжелательное

отношение

результатам

деятельности.

Воспитывать

творческое воображение.

Т. С. Комарова, стр.23

Аппликация. Тема: «Красивые флажки»

Программное содержание: учить детей работать ножницами: правильно держать их,

сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки

закреплять

аккуратного

наклеивания,

чередовать

изображения

Развивать

Вызывать

положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

Т. С. Комарова, стр.25

Лепка. Тема: «Большие и маленькие морковки»

Программное

предметы

удлинённой

сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами; закрепить

маленькие

предметы,

упражнять

аккуратно

работать с пластилином. Развивать эстетический вкус.

Т. С. Комарова, стр.24

Аппликация. Тема: «Нарежь полосочки и наклей из них, какие хочешь предметы»

Программное содержание: учить детей резать широкую полоску бумаги (примерно 5

см.), правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться; закреплять приёмы

аккуратного

пользования

воспитывать

самостоятельность

активность; развивать творчество и воображение.

Т. С. Комарова, стр.27

Лепка. Тема: «Огурец и свекла»

Программное содержание: познакомить детей с приёмами лепки предметов овальной

передавать

особенности

предмета;

продолжать

пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность; закрепить умение

катать пластилин прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и

кругообразными-при лепке предметов круглой формы; упражнять в аккуратности.

Развивать эстетический вкус.

Т. С. Комарова, стр.26

октябрь

Аппликация. Тема: «Укрась салфеточку»

Программное

составлять

квадрате,

заполняя

элементами середину, углы, учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив

её; закреплять умение правильно держать ножницы и правильно действовать ими;

упражнять в умении аккуратно наклеивать детали. Развивать чувство композиции.

Подводить к эстетической оценке работ.

Т. С. Комарова, стр.30

Лепка. Тема: Лепка по замыслу

Программное

определять

использовать в лепке знакомые приёмы. Формировать умение выбирать из созданных

наиболее интересные работы. Воспитывать самостоятельность, активность, развивать

воображение, творческие способности детей.

Т. С. Комарова, стр.28

Аппликация. Тема: «Корзина грибов»

Программное

квадрата,

закругляя

продолжать учить правильно держать ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать

части изображения в аппликации. Подводить к образному мышлению, образному

видению результатов работы, к их оценке.

Т. С. Комарова, стр.41

Лепка. Тема: «Грибы»

Программное

закреплять

знакомые

предметы,

используя усвоенные ранее приёмы лепки (раскатывание пластилина прямыми и

кругообразными

движениями,

сплющивание

ладонями,

пальцами)

уточнения формы. Подводить к образной оценке работ.

Т. С. Комарова, стр.32

ноябрь

Аппликация. Тема: «Лодки плывут по реке»

Программное содержание: учить детей создавать изображение предметов, срезая углы

у прямоугольников; закреплять умение составлять красивую композицию, упражнять

в умении аккуратно наклеивать изображения. Развивать эстетический вкус.

Т. С. Комарова, стр.35

Лепка. Тема: «Угощение для кукол»

Программное содержание: учить передавать в лепке выбранный объект, используя

усвоенные

развивать

образные

представления,

выбирать

изображения;

упражнять

работать

аккуратно.

Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять

результаты своей деятельности с работами сверстников.

Т. С. Комарова, стр.35

Аппликация. Тема: «Большой дом»

Программное

создавать

аппликации

большого

закрепить

составлять

изображение из частей; упражнять в аккуратном наклеивании; развивать чувство

пропорций, ритма.

Т. С. Комарова, стр.39

Лепка. Тема: «Рыбка»

Программное

обозначать

закрепить

оттягивания,

сплющивания

передаче

характерных

особенностей

упражнять

предметы

овальной

(раскатывание

движениями ладоней, лепка пальцами). Развивать эстетический вкус.

Т. С. Комарова, стр. 36

декабрь

Аппликация. Тема: «Украшение платочка»

Программное

выделять

квадрата;

преобразовывать

разрезая

треугольники,

полукруги;

закрепить знание круглой, квадратной и треугольной формы; упражнять в подборе

цветосочетаний. Развивать композиционные умения, восприятие цвета.

Т. С. Комарова, стр.34

Лепка. Тема: «Уточка»

Программное содержание: познакомить детей с дымковскими игрушками (уточки,

птички, козлики и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы,

специфическую окраску, роспись. Учить передавать относительную величину частей

закрепить

примазывания,

сглаживания,

приплющивания

развивать эстетические чувства.

Т. С. Комарова, стр.43

Аппликация. Тема: «Бусы на ёлку»

Программное

продолжать

прямоугольников

квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; закрепить умение

чередовать бусинки разной формы; упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать

творческие способности детей.

Т.С. Комарова, стр.49

Лепка. Тема: «Птичка»

Программное содержание: учить детей лепить птичку, передавая овальную форму

закрепить

оттягивать

прищипывать

крылышки. Развивать воображение, творчество.

Т. С. Комарова, стр.51

Аппликация. Тема: «В магазин привезли красивые пирамидки»

Программное содержание: учить располагать круги от самого большого к самому

маленькому,

подбирать

закрепить

владения

ножницами;

упражнять в вырезывании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путём

плавного закругления углов. Развивать цветовое восприятие.

Т. С. Комарова, стр. 52

январь

Лепка. Тема: «Вылепи какое хочешь игрушечное животное»

Программное содержание: учить детей самостоятельно определять содержание своей

работы; закрепить умение лепить, используя разные приёмы лепки. Воспитывать

самостоятельность,

активность.

Развивать

воображение,

рассказывать

созданном образе.

Т. С. Комарова, стр.53

Аппликация. Тема: «Автобус»

Программное содержание: закрепить умение вырезать нужные части для создания

предмета;

прямоугольника

закругляя

автобуса),

разрезать

одинаковые

прямоугольники

автобуса).

Развивать умение композиционно оформлять свой замысел. Развивать эстетический

Т. С. Комарова, стр.54

Лепка. Тема: «Девочка в длинной шубке»

Программное содержание: учить детей передавать в лепке фигуру человека, соблюдая

соотношение частей по величине; закреплять умение раскатывать пластилин между

ладонями,

пальцами,

придавать

соединять

прижимая

сглаживать

скрепления.

Развивать

Т. С. Комарова, стр.55

февраль

Аппликация. Тема: «Летящие самолёты» (коллективная композиция)

Программное содержание: учить детей правильно составлять изображения из деталей,

находить место той или иной детали в общей работе, закрепить знание формы

(прямоугольник),

упражнять

аккуратном

наклеивании. Вызывать радость от созданной всеми вместе картины.

Т. С. Комарова, стр.60

Лепка. Тема: «Прилетели птички на кормушку и клюют зёрнышки» (коллективная

композиция)

Программное содержание: учить детей передавать в лепке простую позу: наклон

головы и тела вниз; объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать

Закрепить

технические

Вызывать

положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.

Т. С. Комарова, стр.61

Аппликация. Тема: «Красивый цветок в подарок маме»

Программное содержание: учить вырезать и наклеивать красивый цветок: вырезать

закругления

составлять

красивое изображение. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие, образные

представления, воображение. Воспитывать внимание к родным и близким.

Т. С. Комарова, стр.63

март

Лепка. Тема: «По замыслу»

Программное содержание: закреплять приёмы лепки, умение аккуратно использовать

материал; продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество.

Т. С. Комарова, стр.63

Аппликация. Тема: «Матрёшки»

Программное содержание: учить детей работать с шаблонами, методом срезания

углов формировать овал; познакомить детей с нетрадиционным видом материала

конфетными фантиками; учить самостоятельно рисовать лицо матрёшкам. Закрепить

умение правильно пользоваться ножницами, Развивать чувство композиции,

аккуратность при наклеивании деталей, творческие способности детей. Воспитывать

интерес к истории русского народа, к русским национальным игрушкам.

конспект № 1

Лепка. Тема: «Козлёночек»

Программное содержание: учить детей лепить четвероногое животное (овальное тело,

Закрепить

раскатывание

ладонями,

прикрепление частей к вылепленному телу животного, сглаживание мест скрепления,

прищипывание и т. п. Развивать сенсомоторный опыт.

Т. С. Комарова, стр.69

Аппликация. Тема: Аппликация. Тема: «Красная шапочка»

Программное

передавать

аппликации

Т. С. Комарова, стр.79

Лепка. Тема: «Зайчики на полянке»

Программное содержание: учить детей лепить животное; передавать овальную форму

туловища,

Закреплять

соединения

Упражнять

создавать

коллективную

композицию.

Развивать

образные

представления, воображение.

Т. С. Комарова, стр.70

апрель

Аппликация. Тема: «Загадки».

Программное

закреплять

соотносить

геометрические

предметов,

составлять

изображение

готовых частей, самостоятельно вырезать мелкие детали. Упражнять в аккуратном

наклеивании. Развивать творчество, образное восприятие, образные представления,

воображение.

Т. С. Комарова, стр.73

Лепка. Тема: «Мисочки для трёх медведей»

Программное

предметы

одинаковой

величине;

отделять

соответствующие

величине

предметов. Закрепить приёмы лепки: раскатывание и сплющивание, углубление путём

вдавливания,

уравнивание

пальцами.

Упражнять

аккуратности.

Развивать

творческое воображение.

Т. С. Комарова, стр.73

Аппликация. Тема: «Вырежи и наклей что захочешь»

Программное содержание: учить детей задумывать изображение, подчинять замыслу

последующую работу. Учить вырезать из бумаги прямоугольные и округлые части

предметов,

Упражнять

аккуратном

наклеивании.

Воспитывать

самостоятельность, творчество.

Т. С. Комарова, стр.75

Лепка. Тема: «Чашечка»

Программное

используя

раскатывания,

вдавливания

уравнивания

пальцами

закрепить

соединение частей приёмом прижимания и сглаживания мест скрепления. Упражнять

в аккуратности. Воспитывать эстетический вкус.

Т. С. Комарова, стр.76

Аппликация. Тема: «Красная шапочка»

Программное

передавать

аппликации

Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные

детали (шапочка), соблюдая отношения по величине. Закрепить умение аккуратно

вырезать и наклеивать. Развивать творческое воображение, самостоятельность.

Т. С. Комарова, стр.79

Лепка. Тема: « Птичка клюёт зёрнышки из блюдечка»

Программное содержание: закрепить умение лепить знакомые предметы, пользуясь

усвоенными ранее приёмами (раскатывание, оттягивание, прищипывание; соединение

частей, прижимая и сглаживая места скрепления). Развивать творческое воображение.

Т. С. Комарова, стр.78

Аппликация. Тема: «»Бабочки» (коллективная работа)

Программное содержание: закрепит умение создавать несложную композицию на

листе из геометрических фигур; закрепить самостоятельность детей в наклеивании

фигур, их сочетаниях. Воспитывать эстетический вкус.

конспект №2

Учебно-тематический план игр-тренингов по разделу «Аппликация/ лепка»
для средней группы детского сада

Месяц
Вид НОД
Тема НОД
Программное содержание
Методическое обеспечение
Количество часов

Сентябрь
аппликация
«Цветочная клумба»

Учить составлять цветок из 2-3 бумажных форм, красиво сочетая их по цвету, форме и величине. Показать приемы оформления цветка: надрезать край формы бахромой, поворачивая бумажный круг в руке; наклеивать меньшую форму на большую, нанося клей на середину цветка-основы. Воспитывать аккуратность, стремление правильно выполнять задание.

Лыкова И. А. стр. 24
1

лепка
«Во саду ли, в огороде»
Учить лепить морковку и капусту, передавая форму и характерные особенности овощей: морковка в форме конуса с кудрявым хвостиком, капуста из ленты, свернутой в вилок.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 48
1

Октябрь
аппликация
«Осенний лес»

Учить складывать заготовки пополам, «гармошкой», вырезать детали по контуру. Продолжать учить равномерно намазывать заготовки клеем, приклеивать детали на основу. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, мелкую моторику, глазомер, эстетическое восприятие. Воспитывать стремление выполнить работу правильно и аккуратно.
«Объемная аппликация» Петрова И. М. стр. 6
1

лепка
«Чайный сервиз для кукол»
Учить лепить посуду конструктивным методом. Учить соблюдать размер деталей и готового изделия, характер оформления чайной пары. Развивать мелкую моторику, глазомер. Синхронизировать движения обеих рук. Воспитывать навыки сотрудничества.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 108
1

аппликация
«Заюшкин огород»
Учить создавать аппликативные изображения овощей: морковку – способом разрезания прямоугольника по диагонали и закругления уголков, капусту – способом обрывной аппликации. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к сотворчеству.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 56
1

лепка
«Мухомор»

Учить лепить мухомор из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка). Познакомить с рациональным способом изготовления крапин для шляпки: раскатывание жгутика и разрезание стекой на мелкие кусочки. Уточнить представления о строении мухомора для более точной передачи формы и пропорций частей. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 44
1

Ноябрь
лепка
«Вот ежик – ни головы, ни ножек»
Учить лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 52
1

лепка
«Воробушек»
Учить лепить птиц конструктивным способом из четырех-пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (спички для ножек, бисер для глаз, семечки для клюва). Показать возможность получения более выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов. Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать интерес к природе, птицам.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 89
1

аппликация
«Разноцветные котята»

Продолжать закреплять знания детей об округлых формах (круг, овал). Упражнять в различении и назывании основных цветов. Закреплять представления детей о строении животных. Познакомить с новым видом бумаги – цветная бархатная. Развивать умение вырезать ножницами, воображение, координацию работы рук. Воспитывать аккуратность, навыки сотрудничества.
«Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах» Малышева А. Н., стр. 27
1

аппликация
«Полосатый шарфик»

Познакомить детей с разными материалами для выполнения аппликации. Учить детей резать полоску бумаги поперек на узкие полоски. Учить правильно работать ножницами (правильно держать их, сжимать и разжимать кольца). Продолжать учить равномерно наносить клей на поверхность заготовки. Развивать чувство ритма, цвета. Воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.
«Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах» Малышева А. Н., стр. 58
1

аппликация
«Лошадка в яблоках»

Познакомить детей с разными материалами для выполнения аппликации. Продолжать учить вырезать округлые формы из квадратов. Развивать моторику рук, воображение, чувство ритма, эстетическое восприятие. Расширять словарь детей (грива. Копыта). Воспитывать интерес к аппликации, аккуратность в работе.
«Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах» Малышева А. Н., стр. 80
1

Декабрь
аппликация
«Снеговик»
Учить вырезать круги из квадрата, путем срезания углов, поворачивая заготовку. Продолжать учить наклевать детали на основу, равномерно нанося клей на всю поверхность. Закреплять названия геометрических фигур. Развивать глазомер, чувство пропорций, композиционные умения, воображение. Расширять активный словарь детей (глаголы – действия). Воспитывать аккуратность, интерес к аппликации, положительный эмоциональный отклик.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 78
1

лепка
«Снегурочка»
Учить лепить Снегурочку в длинной шубке рациональным способом – из конуса; располагать фигурку вертикально, придавая ей устойчивость. Показать возможность передачи движения вылепленной фигурки путем небольшого изменения положения рук (разведены в стороны, вытянуты вперед, подняты вверх), будто Снегурочка танцует. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать стремление выполнять работу до конца, эстетическое восприятие.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 68
1

аппликация
«Елочка»
Учить составлять аппликативное изображение елочки из треугольников. Познакомить с новым способом получения треугольников из квадратов, разрезанных пополам по диагонали. Продолжать учить наклевать детали на основу, равномерно нанося клей на всю поверхность. Закреплять названия геометрических фигур. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать самостоятельность и инициативность.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 72
1

лепка
«Дед Мороз принес подарки»
Продолжать учить лепить фигуру человека на основе конуса (в длинной шубе).учить самостоятельно определять и называть приемы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза (длинная борода, высокий воротник на шубе, большой мешок с подарками). Показать возможность лепки мешка из плоской формы путем преобразования в объемную. Развивать чувство формы, пропорций, композиции. Воспитывать положительный эмоциональный отклик.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 70
1

Январь
лепка
«Совушка-сова»
Познакомить с рельефной лепкой. Учить лепить выразительный образ путем использования различных материалов. Закреплять названия птиц, особенности внешнего вида, образа жизни. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изодеятельности.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 100
1

аппликация
«Вот на ветках птички: снегири, синички»

Продолжать закреплять знания детей о птицах, особенностях жизни птиц в зимний период. Продолжать учить детей срезать углы у прямоугольников и квадратов, округляя их. Закреплять умения правильно и безопасно работать ножницами. Развивать чувство композиции, мелкую моторику, воображение. Активизировать речь детей. Воспитывать познавательный интерес к птицам, усидчивость.
«Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах» Малышева А. Н., стр. 66
1

Февраль
аппликация
«Мышка»
Познакомить детей с аппликацией из полосок бумаги. Учить создавать объемную фигуру из плоских деталей. Развивать мелкую моторику рук, чувство формы, пропорций. Воспитывать аккуратность, чувство взаимопомощи.
«Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких» Петрова И. М., стр. 16
1

аппликация
«Дружок»

Продолжать учить вырезать круги и овалы из квадратов и прямоугольников, срезая углы. Учить наносить клей на часть заготовки, приклеивая таким образом, чтобы части аппликативного образа были динамичны. Развивать чувство формы и композиции, воображение. Воспитывать старательность, усидчивость.
«Объемная аппликация» Петрова И. М., стр. 5
1

лепка
«Сибирский кот»
Учить детей создавать пластическую композицию: лепить спящую кошку конструктивным способом и размещать ее на «батарее» - бруске пластилина. Закреплять знания о домашних животных, внешнем виде, повадках. Развивать способности к формообразованию. Расширять активный словарь детей (глаголы-действия, прилагательные). Воспитывать интерес к лепке выразительных образов по мотивам литературных произведений.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 60
1

лепка
«Веселый вертолет»
Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнить представления о строение и способе передвижения вертолета. Обратить внимание на способы крепления деталей (примазывание, использование зубочисток и трубочек). Развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность движений руки и глаза. Вызвать желание порадовать родных и близких своими поделками.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 96
1

Март
лепка
«Панда»
Учить лепить медвежат конструктивным способом. Закреплять знания о диких животных. Особенностях внешнего вида, образе жизни. Активизировать речь, синхронизировать движения обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Воспитывать положительный эмоциональный отклик, познавательный интерес к миру природы.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 84
1

аппликация
«Скворечник» Вохринцева (альбом)

Продолжать учить вырезать круги из квадратов, срезая углы; вырезать листики по контуру, срезая уголки. Закреплять умения правильно работать с клеем, правильно и безопасно работать ножницами. Развивать чувство формы и композиции, воображение. Воспитывать старательность, усидчивость.
«Аппликация в саду и дома. Часть 3» Вохринцева С. В.
1

лепка
«Лиса»
Учить лепить лису конструктивным способом. Закреплять знания о диких животных. Особенностях внешнего вида, образе жизни. Активизировать речь, синхронизировать движения обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций, воображение. Воспитывать положительный эмоциональный отклик, познавательный интерес к миру природы.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 84
1

аппликация
«Живые» облака»
Учить детей изображать облака, по форме похожие на знакомые предметы или явления. Продолжать освоение обрывной техники аппликации. Развивать воображение, внимание и наблюдательность. Координировать движение глаз и рук. Воспитывать интерес к познанию природы, чувство юмора.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 120
1

Апрель
лепка
«Звезды и кометы»
Продолжать освоение техники рельефной лепки. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения (скручивание и свивание удлиненных жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой). Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой. Развивать чувство формы и композиции, воображение. Воспитывать навыки сотрудничества (умение создавать работу в парах).
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 124
1

аппликация
«Ракета»
Учить детей вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на три треугольника (большой треугольник - нос ракеты, два маленьких – крылья). Развивать комбинаторные способности. Совершенствовать обрывную технику: изображать «хвосты» кометы и огонь из сопла ракеты. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в изодеятельности.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 126
1

лепка
«Наш аквариум»
Активизировать применение разных приемов лепки для создания красивых водных растений и декоративных рыбок. Показать приемы усиление выразительности образа. Продолжать освоение рельефной лепки: создавать плоские фигуры рыбок. Развивать комбинаторные способности, совершенствовать умение оформлять поделки точками, пятнами, дугами, полосками. Воспитывать коммуникативность, инициативность, старательность.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 132
1

аппликация
«Букетик вербы»

Продолжать знакомить детей с различными материалами, используемыми в аппликации. Учить скатывать шарики из ваты, приклеивать к веточке, обмакнув в клей. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять знания детей о православных праздниках, традициях русского народа. Воспитывать интерес к русской праздничной культуре.
«Объемная аппликация» Петрова И. М. стр. 26
1

Май
аппликация
«Пасхальная открытка

Продолжать знакомить детей с различными материалами, используемыми в аппликации. Закреплять навыки работы с ножницами и клеем. Закреплять знания детей о православных праздниках, традициях русского народа. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к русской праздничной культуре.
«Объемная аппликация» Петрова И. М. стр. 14
1

лепка
«Гусеница»

Закреплять умения катать шарики между ладонями, прилеплять их друг к другу и на основу. Продолжать знакомить детей с различными материалами, применяемые в лепке для более точной передачи особенностей внешнего вида, выразительности образа. Развивать координацию работы рук, воображение. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
«Волшебный пластилин» Морозова О. А. стр.21
1

аппликация
«Цветик-семицветик»

Продолжать упражнять детей в срезании углов у прямоугольник, округляя их. Учить располагать детали изображения по цвету спектра, с опорой на образец. Продолжать формировать умение правильно работать с ножницами. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. Воспитывать старательность, аккуратность в работе.
«Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах» Малышева А. Н., стр. 77

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 000. г. Астрахань.

Перспективный план

индивидуальной работы с детьми

по изобразительной деятельности

(средняя группа).

Воспитатель:

Сентябрь. 1 неделя. Лепка « Волшебный комочек».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, фантазию, обогащать внутренний мир ребёнка.

Педагог вместе с детьми рассматривает картинку « На птичьем дворе». Затем предлагает слепить одного из героев картины: кролика, утёнка, цыплёнка. Указывает на характерные признаки каждого. После оценивают работы и играют в « птичий двор».

2 неделя. Аппликация « Соберём в корзинку спелые яблоки».

Цель: Учить правильно держать ножницы, действовать с ними, вырезать круг из четырёхугольника. Педагог говорит, что осенью в саду поспевают яблоки. И предлагает их собрать в большую корзину. Дети вырезают круглые яблоки, приклеивают на листе с изображением корзины. Радуются большому урожаю.

3 неделя. Рисование « Красивые цветы в подарок мышонку».

Цель: Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя приём примакивания концом кисти. В группе появляется мышонок – игрушка, дети играют с ним, а затем педагог предлагает ребятам нарисовать ему в подарок цветы. Дети вспоминают, как можно нарисовать лепестки: всей кистью, концом, примакиванием. Дети рисуют цветы кто, какие хочет.

4 неделя. Аппликация. « Морковка для зайчишки»

Цель: Учить вырезать морковку из четырёхугольника срезая углы.

После игры в магазин дети слышат плач в углу. Это плачет зайчонок, в магазине у ребят продавалась морковка, которую он так любит. Воспитатель предлагает сделать ему вкусную морковку.

1 неделя. Лепка « Поможем ёжику готовиться к зиме».

Цель: Продолжать учить детей скатывать комочки пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями, сплющивать их между ладонями, побуждать лепить по представлению. После беседы, о том как мамы заготавливают на зиму впрок овощи и фрукты, воспитатель спрашивает: « А звери что- нибудь заготавливают себе? Как готовится к зиме ёжик?» Воспитатель предлагает ему помочь: слепить ёжику грибы, ягоды. Вспоминают форму, составные части, приёмы лепки. Относят ёжику в « лес».

2 неделя. Рисование « Радостная осень».

Цель: Учить передавать в рисунке настроение, изображать осень. Воспитатель спрашивает - какое у детей настроение? Какими красками можно передать это в рисунке? Что можно нарисовать - когда осень радуется? Предлагает нарисовать своё настроение на бумаге.

3 неделя. Аппликация « Укроем землю листочками».

Цель: Учить наклеивать разноцветные листья. Закрепить приём намазывания и наклеивания фигур, их сочетание по цвету. Воспитатель читает стих: « Жёлтые листочки в воздухе кружатся, и на землю тихо падают, ложатся». Затем предлагает « осенними листочками укрыть землю. Дети наклеивают на ватман разноцветные листья, любуются.

4 неделя. Рисование « Однажды хозяйка с базара пришла…»

Цель: Учить рисовать овощи разной формы. Развивать мелкую мускулатуру рук, фантазию. После чтения стихотворения Ю. Тувима « Овощи» воспитатель предлагает нарисовать « Овощи на тарелке».(помидор, огурец).

1 неделя. Лепка « Подарки для зайки».

Цель: Закрепить умения лепить круглую и вытянутую форму. Дети слушают потешку про зайца: « Зайчишка - трусишка по полю бегал, в огород забежал, морковку нашёл, капусту нашёл. Сидит, грызёт. Иди прочь - хозяин идёт!» Затем лепят подарки для зайки: морковку, капусту. Уточняют форму, приёмы.

2 неделя. Аппликация « Теремок».

Цель: Учить разрезать полоски, составлять из полосок изображение теремка. Воспитатель напоминает детям, как в сказке медведь сломал теремок и предлагает сделать новый для зверушек. Дети разрезают пополам полоску - стены, другую - потолок и пол, из треугольника - крыша. Зверушки довольны.

3 неделя. Лепка « Весёлые матрёшки».

Цель: Учить лепить фигуру с натуры, пользуясь знакомыми приёмами (оттягивание, сглаживание). Поощрять детей к проявлению самостоятельности и творчества в использовании декоративных элементов. В группе появляется матрёшка и рассказывает знакомые потешки. Затем предлагает детям вылепить из пластилина весёлых подружек для неё. Воспитатель рассматривает с детьми матрёшку, беседует как, украшен наряд матрёшки. Предлагает вылепить матрёшек используя знакомые способы лепки, украсить наряд, используя налеп или разрисовку стекой.

4 неделя. Рисование « Красивый зонтик».

Цель: Закреплять приёмы рисования кистью, умение правильно держать кисть. Воспитатель предлагает украсить зонтик и погулять с ним. «Осенью идут дожди, доставай скорей зонты. Зонтики цветные красивые такие! В руки зонтики возьмём, под дождём гулять пойдём! Дети украшают зонтики кружочками, цветочками. (можно использовать пальчиковую живопись).

1 неделя. Лепка « Забавные зверушки». (по иллюстрациям Е. Чарушина).

Цель: Вызвать у детей желание лепить знакомых зверей, развивать самостоятельность. Упражнять в лепке предметов из нескольких частей, соблюдая пропорции. После рассматривания иллюстраций Е. Чарушина « Забавные животные», воспитатель спрашивает детей, кто кого хочет лепить. В процессе лепки педагог помогает детям советом, напоминает приёмы изображения.

2 неделя. Аппликация. « Поможем белке заготовить грибы на зиму».

Цель: Учить детей срезать ножницами уголки, закругляя их. Закреплять умение правильно держать ножницы. После чтения рассказа В. Зотова «Белки» педагог предлагает помочь белке заготовить грибы на зиму. Дети вырезают и наклеивают травку и несколько грибов. Показать приёмы срезания углов, закругляя их так, чтобы они отпали. Затем дети дарят белке свои грибочки.

3 неделя. Рисование « Кого Емеля поймал в проруби?».

Цель: Учить рисовать овальную форму красками.

Воспитатель показывает иллюстрации к сказке « По щучьему велению » . Дети называют рыбу, которую поймал Емеля (щука). Воспитатель выделяет особенность строения щуки (вытянутое туловище) , предлагает нарисовать волшебную рыбку, изображая туловище дугами (сверху и снизу).

4 неделя. « Какие зверушки были на празднике ёлки?».

Цель: Вызвать у детей желание лепить знакомых им животных: зайца, птичку, лису. Развивать творчество, фантазию. Воспитатель предлагает вспомнить, какие зверушки были на новогодней ёлочке и подумать, над тем, что можно слепить. После лепки дети ставят свои работы на одну большую полянку, где стоит ёлка.

2 неделя. « Сорока - белобока».

Цель: Учить рисовать круглую и овальную форму. После рассматривания картины Веретенникова « Сороки», воспитатель читает потешку « Сорока - белобока». Дети рисуют так, чтобы было похоже на сороку - белобоку.

3 неделя. Лепка « Покорми птичек».

Цель: Учить лепить птичку пластическим способом, передавая её характерные особенности. После прогулки воспитатель предлагает вылепить из пластилина птичку. Дети лепят из целого куска, используя приём вытягивания хвоста, головы и клюва.

4 неделя. Аппликация « Узор на чашке».

Цель: Развивать чувство цвета, желание украсить форму узором, уметь аккуратно наклеивать на готовую форму круги.

Воспитатель показывает 2 – 3 чашки с рисунком в горошек. Предлагает взять для украшения разные по цвету чашки и наклеить разноцветным горошком. Затем дети любуются своей работой.

1 неделя. Рисование « Салфетка для мамы».

Цель: Развивать у детей чувство цвета, умение сравнивать узоры по цвету, выбирать наиболее красивые. Украшать узором салфетку, используя элементы дымковской росписи. Воспитатель объясняет детям: « Чтобы было красиво, приятно пить чай, чашки с блюдцами ставят на салфетки». Показывает 2 – 3 салфетки, украшенные дымковским узором. Дети рисуют узор из пересекающихся линий, наносят мазки, точки.

2 неделя. Лепка « Мы водим хоровод».

Цель: Закреплять умение изображать фигуру человека, правильно передавать соотношение частей. Воспитатель вспоминает с детьми, как они веселились возле ёлки, водили хоровод. Дети встают в круг, берутся за руки. Затем педагог просит детей слепить кукол для хоровода, напоминая, как слепить девочку в длинной шубе, уточняет последовательность действий. Затем вылепленных кукол ставят в хоровод, соединяя их руки.

3 неделя. Рисование « Маленькая балерина».

Цель: Учить рисовать фигуру человека, изображать простые движения, закреплять приёмы закрашивания красками. Воспитатель предлагает 2 -3 детям показать несколько танцевальных движений: руки на бок, одна держит юбочку. В процессе работы напоминает приёмы закрашивания.

4 неделя. Аппликация « Гномики».

Цель: Учить рисовать по нарисованному контуру. После чтения сказки « Белоснежка и семь гномов» педагог предлагает сделать маленьких человечков (гномов) самим. Для этого дети вырезают гномика из цветной бумаги, разворачивают его и наклеивают на бумагу.

1 неделя. Лепка «Вертолёт построим сами …».

Цель: Учить передавать форму вертолёта. Воспитатель предлагает детям вылепить вертолёт, используя приёмы: раскатывания, сплющивания, примазывания. Затем дети собирают все вертолёты на военный аэродром.

2 неделя. Аппликация « Угадай, кто это?».

Цель: Развивать замысел, воображение, умение самостоятельно вырезать из частей персонажей, дорисовывать их фломастером (черты лица, украшение одежды).

Педагог предлагает детям вырезать что –нибудь из бумаги, а потом все угадывают, что получилось.

3 неделя. Лепка « Два жадных медвежонка».

Цель: Закрепить технические приёмы: раскатывание, соединение, скатывание, прищипывание. Учить лепить медвежонка. После чтения сказки « Два жадных медвежонка» воспитатель с детьми рассматривает игрушку - медвежонка: форму его головы, туловища. Дети лепят соблюдая пропорции.

4 неделя. Рисование « Пришла весна красная».

Цель: Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передавать её в рисунке. Воспитатель поёт с детьми песенку « Веснянка», рассматривает иллюстрации с изображением ранней весны (ручейки, яркое солнце, молодая травка). Вспомнить, как рисовали деревья зимой. Предлагает изобразить деревья весной. В конце составляют картину весенней природы.

1 неделя. Аппликация « Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» (по стихотворению.)

Цель: Учить аккуратно вырезать и наклеивать кораблик. Воспитатель читает стихотворение Пушкина « Ветер», раздаёт детям прямоугольник и волнистую линию, показывает как вырезать кораблик.

2 неделя. Лепка « Плывёт, плывёт кораблик…»

Цель: Развивать эмоциональное отношение к образу, умение передавать характерные признаки. Воспитатель читает стихотворение, показывает иллюстрации, затем предлагает вылепить лодочку с двумя вёслами: раскатать овал, сплющить его, вдавить середину и пальцами стянуть и подравнять края.

3 неделя. Лепка « Вместо хвостика крючок, вместо носа - пятачок».

Цель: Учить детей передавать фигуру поросят в несложном положении, использовать приёмы лепки, соединять части, примазывать. Воспитатель загадывает загадку про поросят, лепит маму – свинью, предлагает детям вылепить много поросят и поставить их на лужайку.

4 неделя. Аппликация « К нам прилетели птички - невелички».

Цель: Развивать творчество, учить выполнять аппликации аккуратно, продолжать учить работать с ножницами. Педагог рассматривает с детьми альбом « Птицы на нашем участке» . Предлагает вырезать детали и наклеить понравившуюся птицу, а также мелкие детали (клюв, ноги) на своё усмотрение. По окончании работы ребёнок рассказывает о своей птице.

1 неделя. Лепка « Красивые цветы». (барельеф).

Цель: Учить передавать пластическим способом изображение цветка, располагать его на пластине. Дети выполняют работу по показу воспитателя. (Отдельные части цветка накладывают на поверхность пластины)

2 неделя. Рисование « Носит одуванчик жёлтый сарафанчик».

Цель: Учить передавать увиденное на бумаге красками. После рассматривания на прогулке одуванчика дети изображают увиденное на бумаге красками.

3 неделя. Аппликация. « Волшебный сад с золотыми яблоками» по сказке « Крошечка - хаврошечка».

Цель: Учить создавать коллективную композицию, резать ножницами по прямой закругляя углы квадрата, развивать образное восприятие, воображение. После рассказывания сказки воспитатель предлагает сделать волшебный сад

(2 занятия). ………………………………………………………………………………………………………

Используемая литература:

1. . « Комплексные занятия в средней группе».

2. , . « Учите играя».

3. « Конструирование и художественный труд в детском саду».

Перспективный план по лепке и аппликации в средний группе.

Лепка 1

«Чебурашка»

Совершенствовать умение лепить из пластилина. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина, сплющивать шарики, скатывать небольшие горошины. Воспитывать мышление.

Комплексные занятия в средней группе Стр. 45

Пластилин, дощечка.

Аппликация 2

«Красивые флажки»

Учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки – флажки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа» Стр. 29

Лепка 3

«Яблоки и персики»

Закреплять умения детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Закреплять знания детей о фруктах. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками работ.

Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа» Стр. 27

Пластилин, доска, стека.

Аппликация 4

«Овощи на тарелке»

Учить детей располагать предметы по образцу. Продолжать знакомить детей пользоваться ножницами, вырезать из квадрата, прямоугольника овощи, плавно срезать углы, поворачивая деталь. Воспитывать аккуратность в работе.

Комплексные занятия в средней группе Стр. 66

Цветная бумага красного, оранжевого, зеленого цвета, листы белой бумаги в форме тарелки, клей, ножницы.

Октябрь

Лепка 1

«Огурец и свекла»

Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными - при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.

Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа» Стр. 30

Огурец, свекла. Глина (пластилин, доски для лепки.

Аппликация 2

«Цветочная клумба»

Учить детей составлять цветок из 2-3 бумажных форм, красиво сочетая их по цвету, форме и величине. Показать приемы оформления цветка: «берег» (край) надрезать бахромой, поворачивая бумажный круг в руке: наклеивать меньшую форму на большую, нанося клей на середину цветка основы. Вызвать интерес к оформлению коллективной клумбы или поляны. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. стр. 24

Лепка 3

«Петушок-петушок, золотой гребешок»

Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала; показывать варианты сочетания художественных материалов: туловище с головой из пластилина, хвост и крылья из природного материала и наоборот. Развивать способность к формообразованию композиции. Вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 32

Аппликация 4

«Поезд мчится «Тук-тук-тук»

Учить детей держать ножницы и резать ими по прямой: разрезать бумажный прямоугольник на узкие полоски. Вызывать интерес к созданию из нарезанных полосок «железной дороги». Познакомить с правилами безопасности при работе с ножницами. Развивать согласованность в работе глаз и рук. Воспитывать аккуратность, интерес к освоению инструмента.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 22

Ноябрь

Лепка 1

По замыслу

Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы. Развивать воображение, творческие способности детей.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 32

Глина, доски для лепки.

Аппликация 2

«Игрушечный мишка»

Учить детей собирать из деталей знакомую игрушку, наклеивая их в указанной последовательности; передавать движение лап.

Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду средняя гр.» стр. 24 Заготовки для мишки.

Лепка 3

«Лепка овощей»

Познакомить детей прием вдавливания середины шара, сглаживания пальцами поверхности вылепленного предмета.

Комплексные занятия в средней группе Стр. 65

Пластилин.

Аппликация 4

«Укрась салфеточку»

Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 34

Квадратный лист 16х16 см. полоски разных цветов 6х3 см, ножницы, клей, салфетки, клеенка, кисть.

Лепка 4

«Вылепи, какое хочешь игрушечное животное»

Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить, используя разные приемы лепки. Воспитывать самостоятельность. Развивать воображение.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 57

Глина (

Декабрь

Аппликация 1

«Снегирь»

Закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы. Продолжать формировать умение располагать детали на листе в определенном порядке. Закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Лепка 2

«Девочка в зимней одежде»

Вызвать у детей желание передать образ девочки в лепном изображении. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка руки, передавать их с соблюдением пропорций.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 51

Куколка. Глина (пластилин, доски для лепки

Аппликация 3

«Бусы на елку»

Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; Чередование бусин разной формы; наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа. Закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Продолжать обучать детей технике безопасности при работе с ножницами, вызвать праздничное настроение, желание украсить елочку.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 53 Бусы, бумажные прямоугольники и квадратики разных цветов, ниточка, клей, кисть, салфетка, ножницы.

Январь

Аппликация 1

«В магазин привезли красивые пирамидки».

Упражнять детей в вырезании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путем плавного закругления углов. Закреплять приемы владения ножницами. Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в расположении фигур по размеру в порядке уменьшения.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 56

Бумажные квадраты разных цветов и размеров, 1\2 альб. листа, ножницы, клей.

Лепка 2

«Снежная баба-франтиха»

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. стр. 76

Аппликация 3

«Снеговик»

Учить детей аккуратно вырезать детали, собирать их вместе по образцу, ровно приклеивать. Пользоваться ножницами по инструкции.

Комплексные занятия средняя группа стр. 178

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, салфетки.

Лепка 4

«Прилетайте в гости». (Воробушки на кормушке).

Учить детей передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз. Закреплять технические приемы лепки. Показать возможность получения более выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов. Развивать чувство формы, способности к композиции.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 65

Пластилин, доска для лепки, стека.

Февраль

Аппликация 1

«Летящие самолеты»

Учить детей правильно составлять изображения из деталей, находить место той или иной детали в общей работе, аккуратно наклеивать. Закреплять знания формы (прямоугольник, учить плавно, срезать его углы. Вызвать радость.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 64

Бумажные прямоугольники для корпуса, хвоста и крыльев, ножницы, клей, кисть, салфетка.

Лепка 2

«Веселые вертолеты»

Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет). Обратить внимание на способы крепления деталей (примазывание, использование зубочисток или трубочек). Уточнить представление о строении и способе передвижения вертолета. Вызвать желание порадовать пап своими поделками.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. стр. 96

Аппликация 3

Декоративная аппликация на квадрате

Учить детей составлять узор на квадрате, ритмично располагая геометрические фигуры по углам, в середине, по краям. Учить преобразовывать фигуры, разрезая их (квадрат на 2 треугольника, прямоугольник на 2 квадрата). Закреплять приемы разрезания. Воспитывать самостоятельность.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 69

Белая бумага 18х18см, полоски цветной бумаги, ножницы, клей, кисть, салфетка.

Лепка 4

«Цветы-сердечки»

Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям – мамам и бабушкам. Показать варианты изображения цветов элементами – сердечками. Учить лепить сердечки разными способами: моделировать пальцами рук; вырезать формочкой или стекой. Вызвать интерес к обрамлению лепных картин. П-р – развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. стр. 104

Март

Аппликация 1

«Совенок»

Учить детей составлять предмет из деталей, аккуратно вырезать части аппликации, из круга -туловище, два полукруга - крылья, маленький треугольник – клюв, два маленьких круга – глаза, два треугольника – уши, два треугольника – лапы.

Комплексные занятия Стр. 247

Цветная бумага, клей, ножницы.

Лепка 2

«Слепи то, что тебе нравится»

Развивать умение детей оценивать полученные впечатления, определять свое отношение к тому, что увидели. Закреплять стремление создавать интересные изображения в лепке, используя усвоенные ранее приемы.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 75

Аппликация 3

«Сосульки на крыше».

Вызвать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками и созданию композиции «Сосульки на крыше дома». Продолжать учить резать ножницами, самостоятельно регулировать длину разрезов. Показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать чувство формы, цвета, ритма.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. стр. 116

Лепка 4

«Козленочек»

Учить детей лепить четвероногое животное (овальное тело, голова, ноги). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, прикрепление частей к вылепленному телу животного, сглаживание мест скрепления, прищипывания и т. п. Развивать сенсомоторный опыт.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 73

Глина, доска для лепки, стека.

Апрель

Аппликация 1

«Витаминная корзинка»

Учить детей располагать готовые формы в композиции «Витаминная корзина»;

развивать умение пользоваться клеем, развивать мелкую моторику; воспитывать у детей потребность употреблять полезные продукты, чувство сопереживания, желание прийти на помощь.

«Корзинка для витаминных продуктов», заготовки овощей и фруктов из цветной бумаги, клей, салфетки, индивидуальные клеенки.

Лепка 2

«Ракета»

Развивать интерес к художественному творчеству, закрепить понятия: открытый космос, невесомость, притяжение, планеты, звёзды, спутники, метеоритный дождь, кометы, марсианин и т. д. Развивать у детей наблюдательность, память, интерес к окружающему миру. Учить детей проявлять фантазию, творческое воображение. Продолжать работу по формированию навыков речевого общения.

Пластилин, дощечка, салфетки, контейнер от киндер-сюрприза.

Аппликация 3

«Вечный огонь»

Закрепить приемы аппликации в технике торцевания, закрепить знания по технике безопасности с ножницами. Развивать мелкую моторику, развивать тактильные ощущения, развивать воображение. Шаблоны Вечного огня, квадраты из гофрированной цветной бумаги (разных цветов, кисточка, простой карандаш, салфетка, клеёнка, ножницы, клей.

Лепка 4

Лепка божьей коровки из теста

Познакомить детей работать с тестом, оно эластичное. Передавать характерные черты их строения. Развивать мышление, внимание. Комплексные занятия стр. 253

Соленое тесто черного, красного, зеленого цвета.

Май

Аппликация 1

«Весенний цветок»

Учить детей вырезать приемом плавного закругления углов квадрата, разрезать круг по сгибу пополам; составлять из частей-кругов, полукругов и узкой полосы-изображения нераспустившегося и распустившегося цветков; закреплять приемы аккуратного наклеивания.

Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду средняя гр.» стр. 129

Материал, подготовленный воспитателем.

Лепка 2

«Лепка по замыслу»

Продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество. Закреплять приемы лепки, умение аккуратно использовать материал.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 67

Пластилин, доска для лепки, стека.

Аппликация 3

Красная шапочка»

Учить детей передавать в аппликации образ красной шапочки. Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног, характерные детали (шапочка, соблюдая отношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 83

Цветная бумага, ножницы, клей, кисть, салфетка, клеенка.

Лепка 4

«Как мы играли в подвижную игру»

Продолжать учить детей создавать в лепке образы подвижной игры. Развивать воображение и творчество. Закреплять приемы лепки.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 86

Пластилин, доска для лепки, стека.

Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду средняя гр.» стр. 69-71

Аппликация 5

Итоговые «Волшебный сад»

Учить детей создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание изображения (волшебные деревья, цветы). Учить резать ножницами по прямой; закругляя углы квадрата, прямоугольника. Развивать восприятие.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 85

Цветная бумага, золотая и серебряная, большой лист, ножницы, клей, кисть, салфетки, клеенка.